Игры и упражнения по медицинской психологии

Упражнения для развития эмпатии

Упражнение 1

Цель: развитие умения находить общее для всех и отличительное.

Участники группы разбиваются на пары и садятся друг против друга.

Инструкция: «Это упражнение состоит из двух частей или этапов. На первом этапе партнеры по очереди говорят друг другу фразу, начинающуюся со слов: "Ты такой (такая) же, как я, у тебя...”. Один из вас начинает, потом - другой, потом опять первый и т.д. При этом надо смотреть друг другу в глаза, стараться говорить тем же голосом, что и партнер, подстраиваясь под его темп, тембр, высоту голоса, интонацию. На втором этапе упражнения, примерно через семь минут после начала работы, вы будете также по очереди говорить друг другу по одной фразе, начинающейся со слов: "Я очень отличаюсь от тебя, я...”». Тренер может попросить кого-либо из участников вместе с ним продемонстрировать, как должно проходить упражнение. После завершения работы в парах участники садятся по кругу и делятся своими впечатлениями. Тренер может задать такие вопросы: «Какие чувства возникали у вас в ходе работы?»; «Какие чувства у вас возникали на первом этапе упражнения, а какие на втором?»

Упражнение 2

Задание: прочитайте нижеследующие фразы и отметьте, идет ли в них речь о наблюдении или об оценке.

1. Он сидел у телефона.

2. Маленький мальчик плакал.

3. Она устала.

4. Она громко смеялась.

5. Группа как раз хотела отбыть.

6. Она не проявила к нему интереса.

7. Она достигла успеха.

8. Она была одета очень броско.

9. Она сидела на лекции и слушала очень внимательно.

10. Он сидел за столом, скучая.

Интерпретация

1. Он сидел у телефона.

Наблюдение: отсюда ничего нельзя извлечь.

2. Маленький мальчик плакал.

Наблюдение: Вы видите мальчика, у которого слезы текут по лицу.

3. Она устала.

Наблюдение: а может быть, она была больна или потеряла ко всему интерес?

4. Она громко смеялась.

Наблюдение: Вы можете видеть и слышать, что женщина громко смеется.

5. Группа как раз хотела отбыть.

Наблюдение: Вы видите, что люди уплатили по счету и упаковывают свои вещи.

6. Она не проявила к нему интереса.

Оценка: может быть, она проявляет даже больший интерес к нему и пытается скрыть это?

7. Она достигла успеха.

Оценка: критерий достижения успеха у каждого свой.

8. Она была одета очень броско.

Оценка: кто-то другой такую одежду может посчитать вульгарной и противной своим взглядам.

9. Она сидела на лекции и слушала очень внимательно.

Оценка: а уверены ли Вы в этом? Иной сделает очень заинтересованное лицо, а его мысли в это время витают очень далеко.

10. Он сидел за столом, скучая.

Оценка: Вы знаете, скучал или он устал, или как раз что-то обдумывал?

Упражнение «Картина двух художников»

Цель: Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии.

Проведение: парами, не договариваясь, держась вдвоем за один карандаш нарисовать любую картину: кошку, домик, елку и т.д.

Вариант2  «Упаковка подарка». В паре у одного рабочая правая рука, у другого - левая. Задача - спичечный коробок аккуратно завернуть в упаковочный целлофан и обвязать ленточкой.

Игра «Оглянись, уходя»

Время: 5-10 мин.

Цель: тренировка эмпатийности.

Задание: участники делятся на пары и расходятся в разные стороны, но в какой-то момент должны обернуться и посмотреть друг на друга. Причем обернуться должны в одно и то же время. Сделать это будет непросто, потому что участники должны договориться об этом без помощи слов и жестов. Таким образом, остаются только чувства.

Посмотрите друг другу в глаза, попытайтесь почувствовать своего партнера. Повернитесь друг к другу спинами. Есть ли ощущение связующей нити между вами? Если так, то расходитесь…

Число попыток для каждой пары не ограничено. Однако, если двое людей в такой ситуации «увидят» друг друга с первой или со второй попытки, значит, между ними есть незримое притяжение.

Поделитесь информацией с друзьями

Поиск