Инструкция:
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обозначьте свой выбор знаком «+» в бланке ответов.
1а. Ухаживать за животными |
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным |
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин. |
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. |
3б. Следить за состоянием, развитием растений. |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу) |
4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать и т.д.) |
5а. Обсуждать научно-популярные книги. |
5б. Обсуждать художественные книги, статьи или пьесы, концерты. |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы). |
6б. Тренировать товарищей (младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных). |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты). |
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, тепловозом, трактором. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии) |
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику) жилище |
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
10б. Выполнять вычисления, расчёты |
11а. Выводить новые сорта растений |
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.д.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. |
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов. |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые, представляемые) |
15б. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице |
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовывать культпоходы сверстников и младших детей в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах. |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. |
20б. Работать на клавишных машинах (компьютере) |
Ключ
Подсчитать количество совпадений с ключом. За каждое совпадение – 1 балл.
Подсчитайте сколько баллов приходится на каждую сферу
I |
II |
III |
IV |
V |
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
||
7б |
8а |
8б |
||
9а |
9б |
|||
10а |
10б |
|||
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
16б |
17а |
||
17б |
18а |
18б |
||
19а |
19б |
|||
20а |
20б |
Назначение типов профессий по столбцам:
1. «Человек - природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
Представители данного типа профессий должны любить природу, проявлять интерес к биологии, бережно и аккуратно относиться ко всем живым объектам. Важны умение наблюдать за биологическими объектами (будь то растения, животные или культура микроорганизмов), способность подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда и терпеливо ждать отсроченного результата, считаясь с естественным темпом биологических процессов.
Представителям этого типа профессий важно иметь хорошее цветовое зрение, образную зрительную память, богатое воображение. В некоторых случаях требуется умение совершать бережные движения.
Труд часто сопровождается значительными физическими нагрузками. Нужно быть готовым к работе в трудных погодных условиях.
2. «Человек - техника» - все технические профессии.
При работе с техникой необходимы дисциплинированность, предельная собранность, осторожность, эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, способность принимать оптимальные решения в короткие сроки. Важны деловитость, умение работать самостоятельно, часто при ограниченных контактах с коллегами.
Повышенные требования предъявляются к вниманию (сосредоточению, распределению, переключению), зрению, линейному и объемному глазомеру, слуху, мышечной чувствительности. Необходимы развитое пространственное воображение, память на числовые параметры. Важны точность и быстрота движений, хорошая координация, наличие разнообразных двигательных навыков.
3. «Человек – человек» - все профессии, связанные с обслуживание людей, с общением.
Для успешной профессиональной деятельности в данной сфере необходимо умение устанавливать и поддерживать контакты с широким кругом людей. Некоторые профессии (педагогические специальности, менеджер и др.) требуют организаторских способностей. Важны отзывчивость, доброжелательность, выдержка, способность строго контролировать свое поведение, внимание к чувствам другого человека, умение представить его внутренний мир, терпение, снисходительность к проявлениям поведения, внешнего облика и образа мыслей. Важны развитые речевые способности: речь должна быть четкой, ясной, понятной по содержанию.
Противопоказаниями являются равнодушие к людям, замкнутость, необщительность, дефекты речи, излишняя медлительность.
4. «Человек – знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
Работа в данной сфере требует аккуратности, хорошего сосредоточения внимания, способности воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию больших объемов. Важны вдумчивость, аналитичность и критичность в восприятии знакового материала.
Требуются такие качества, как способность контролировать ход и правильность своих умственных действий, усидчивость, настойчивость, терпение.
Хорошо, если человеку свойственны быстрые и точные координированные движения пальцев рук (это важно для работы на клавишных машинках - наборных, вычислительных), хороший четкий и красивый почерк (например, библиографу).
Важна умственная работоспособность, физической выносливости эти профессии не требуют.
Часто представители профессий данного типа - это любители книги и чтения, склонные к мысленным сопоставлениям фактов, решатели кроссвордов. Внешнее же однообразие работы такого человека не только не пугает, но даже несколько привлекает.
5. «Человек – художественный образ» - все творческие специальности.
Для работы в данной сфере необходимо развитое эстетическое чувство, умение не просто понимать, а чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства. Предъявляются высокие требования к функциональным способностям (зрение, слух, речь, обоняние и т.п.). Так, художнику необходимо развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер. Музыканту нужны яркие слуховые представления, точное различение звуков. Как правило, требуется нестандартный ум, непредубежденность, раскованность художественной мысли, смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений. Важные добродетели творческого работника - усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного. Часто требуется умение делать мелкие, точные, хорошо координированные, иногда быстрые движения.
Поделитесь информацией с друзьями