Практические рекомендации по общей психологии

Рекомендации по развитию познавательных процессов

Визуализация и чувства

Мысленные образы играют важную роль в запоминании информации. Образ удерживается в памяти гораздо лучше, чем слово. Поэтому визуализация используется для запоминания словесного материала с помощью эмоциональной составляющей визуальных ассоциаций. И хотя при этом важно участие всех органов чувств, зрение — первейшее из них.

Рассматривать что-либо можно по-разному — например, внимательно и во всех деталях, полностью осознавая, что вы в этот момент делаете и на что смотрите. Это гораздо эффективнее, чем пытаться запомнить что-то, глядя на него лишь краем глаза, бегло, в общих чертах.

Упражнение «Тест Струпа»

Посмотрите на картинку и назовите цвета, которыми написано каждое слово.

Смотря на слово, мы – вольно или невольно – читаем его, и, когда нас просят назвать цвет, первым в голову приходит именно прочитанный, а вовсе не фактический. Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое (причем не всегда с первого раза). Именно в этом и заключается эффект Струпа.

Тест Струпа активно используется в психологии для определения гибкости когнитивного мышления. Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. Помимо прочего, тест Струпа расскажет о возможности сосредоточиться и сконцентрировать внимание в данный конкретный момент.

Целесообразно выполнять задачи на основе теста Струпа для саморазвития и тренировки мозга, так как для нашего разума полезно устанавливать новые связи и уметь переключаться между ними.

Тест

Ассоциации: создание связей

Создание ассоциаций позволяет устанавливать взаимосвязь между людьми, объектами, образами, идеями, находить между ними нечто общее.

Некоторые ассоциации возникают естественно и не требуют размышления, а для других понадобится воображение. Подобная техника весьма эффективна для хранения и воспроизведения информации, поскольку тесно связана с воображением, которое позволяет нам превращать слова и идеи в образы; а образы, как мы уже сказали, запоминаются гораздо легче.

Местонахождение в пространстве

Должно быть, вам случалось хоть раз в жизни потерять ключи или любой другой предмет в квартире. Что вы делали? Наверное, мысленно повторяли всю последовательность своих действий вплоть до обнаружения пропажи. Так вы старались вспомнить, куда же их положили. Положение предмета в пространстве имеет значение для запоминания.

Как это действует? Допустим, вам надо запомнить 10 слов:

  1. миллиметры
  2. револьвер
  3. автомобиль
  4. гипотеза
  5. манускрипт
  6. слон
  7. свидетельство
  8. жилище
  9. писатель
  10. собеседник

Представьте себе реальное знакомое вам пространство или маршрут: пусть это будет путь от вашего дома до метро, офиса или торгового центра. Ясно определите десять мест или улиц, расположенных на нём. Нарисуйте их, если необходимо. Теперь мысленно положите каждое слово на какое-либо из этих мест и обойдите пространство, чтобы составить в уме план местности. Увидите, насколько легко вам будет потом вспомнить эти слова.

Потренируйте гибкость мышления

Вы должны сознательно работать над тем, чтобы сделать свое мышление более беглым и гибким. Беглость оценивается количеством приходящих в голову мыслей, а гибкость — тем, насколько творческими можно назвать эти идеи.

Психолог Джой Гилфорд, пионер в области изучения творчества, полагал, что выполнение определенных упражнений может способствовать развитию беглости и гибкости мышления.

Одно из таких упражнений — составление списков. Попробуйте придумать 30 способов применения одеяла. Сначала в голову будут приходить очевидные идеи, но потом вы удивите сами себя!

Вот вам еще одна интересная задача. За пять минут нужно придумать как можно больше предложений со следующими словами: я; не; радоваться; абрикосы; раздраженный; собаки; с готовностью; гнев.

Упражнения на развитие памяти

Упражнение 1

В течение двух минут запоминайте изображенные на верхней картинке буквы и связанные с ними символы. Затем закройте картинку и составьте на основании символов четыре слова в клетках, расположенных внизу.

Тест улучшение памяти

Упражнение 2

Прочитайте следующий список слов и постарайтесь его запомнить. Затем закройте его и продолжайте читать задание.

Упражнение

Где в списке расположена Аргентина? Сколько названий стран начинаются на «К»? Запишите их.

Упражнение 3

Внимательно рассматривайте символы в течение двух минут. Затем закройте таблицу.

Упражнение

Вспомните, в каких клетках находились фигуры, расположенные под таблицей?

Упражнение

Упражнение

Пожелания

Источник: blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/06/28/sovety-i-uprazhneniya-kotorye-pomogut-razvit-pamyat/

Поделитесь информацией с друзьями

Поиск