Этапы переживания горя по Э. Кюблер-Росс
Горе – это глубокое страдание, которое возникает в связи с потерей близкого человека, значимых отношений.
Горе – это сильная негативная эмоция, переживаемая человеком в связи с какой-либо утратой.
Переживание горя обусловлено следующими факторами:
социальными (культура, образование и т.п.);
социально-психологическими (поддержка, изоляция и т.п.);
индивидуально-психологическими (стратегии совладания, отношение к смерти и т.п.).
При горевании характерны: периодические приступы физического страдания, спазмы в горле, припадки удушья с учащенным дыханием, постоянная потребность вздохнуть, потеря мышечной силы, интенсивное субъективное страдание, описываемое как напряжение или душевная боль.
В 1969 г. Элизабет Кюблер-Росс в книге «О смерти и умирании» были обозначены стадии переживания горя. Автор фактически описала собственный опыт переживания утраты и опыт работы с неизлечимо больными пациентами. Переживание горя сопровождается пятью закономерными стадиями, ставшими почти аксиомой и не зависящими ни от времени, ни от культуры, ни от типа события, связанного с потерей (теракт, болезнь, развод и т.п.). При этом стадии умирающего полностью совпадают со стадиями переживания горя теряющего.
Первая стадия – это отрицание, которое играет роль буфера, смягчающего неожиданное потрясение.
Вторая — гнев (ярость, раздражение, зависть и негодование).
Третья — торги (сделки как попытки отсрочить неизбежное, большинство из которых заключаются с Богом).
Четвертая — депрессия (пессимизм, отчаяние, чувство безнадежности).
Пятая — смирение (принятие ситуации, уходит боль, заканчивается борьба, наступает время покоя и покорности).
По мнению Э. Кюблер-Росс, все эти пять этапов проходит любой человек, оказавшийся перед лицом трагического известия. Это своеобразные механизмы поведения в экстремальных ситуациях, имеющие защитный характер, которые действуют на протяжении различных периодов времени, сменяя друг друга, иногда сосуществуя
Четыре задачи горя по У.Вордену
В 1982 году Дж. Уильям Ворден в своей книге «Консультирование и терапия горя» предложил вариант описания реакции горя не по стадиям или фазам, а через четыре задачи, которые должны быть выполнены горюющим при нормальном течении горя.
Первая задача – принятие реальности утраты.
Ворден полагает, что хотя формы течения горя и их проявления очень индивидуальны, однако неизменность содержания процесса позволяет выделить те универсальные шаги, которые должен сделать горюющий, чтобы вернуться к нормальной жизни, и на выполнение которых должно быть направлено внимание терапевта. Задачи горя неизменны, поскольку обусловлены самим процессом, а формы и способы их решения индивидуальны и зависят от личностных и социальных особенностей горюющего человека. Четыре задачи горя решаются субъектом последовательно.
Если задачи горя не будут решены горюющим человеком, горе не будет развиваться дальше и стремиться к завершению, вследствие этого могут возникнуть серьезные психологические проблемы даже через много лет. Реакция горя может блокироваться на любой из задач, и за этим может стоять разный уровень патологии. Остановка реакции на этапе решения каждой из задач горя имеет определенную симптоматику.
1) Первая задача - признание факта потери.
Когда кто-то умирает, даже если смерть ожидалась, всегда возникает мысль, что этого не произошло. Первая задача горевания – столкнуться лицом к лицу с реальностью, признать, что этот человек мертв, что ушел и не вернётся. Многие перенесшие утрату обнаруживают, что они зовут умершего, и/или иногда принимают за него других людей.
Нередко встречается противоположное поведение – отрицание произошедшего. Если человек не преодолевает отрицания, тогда работа горя блокируется на самых ранних этапах. Отрицание может использоваться на разных уровнях и принимать разные формы, но как правило, включает в себя либо отрицание факта потери, либо ее значимости, либо необратимости.
Отрицание факта потери может варьировать от легкого расстройства до тяжелых психотических форм, когда человек проводит несколько дней в квартире с умершим, прежде чем замечает, что тот умер
Чаще встречающаяся и менее патологичная форма проявления отрицания была названа английским автором Джеффри Горером мумификацией. В таких случаях человек сохраняет все так, как было при умершем, чтобы все время быть готовым к его возвращению. Например, родители сохраняют комнаты умерших детей. Это нормально, если продолжается недолго
Другой способ, которым люди избегают реальности потери, - отрицание значимости утраты. В этом случае они говорят что-то вроде «мы не были близки», «он был плохим отцом». Иногда люди поспешно убирают все личные вещи покойного, все, что может о нем напомнить, - это поведение, противоположное мумификации. Таким образом пережившие утрату оберегают себя от того, чтобы столкнуться лицом к лицу с реальностью потери. Те, кто демонстрирует такое поведение, относятся к группе риска развития патологических реакций горя.
Хотя работа над первой задачей горевания требует времени, традиционные ритуалы (такие как похороны) помогают многим горюющим продвигаться в сторону принятия.
2) Вторая задача – переработка боли, причиняемой горем.
Боль, причиняемая горем, включает в себя и буквальную физическую боль, которую чувствуют многие люди, и связанную с потерей эмоциональную боль. Необходимо принять и проработать эту боль, иначе она проявиться в виде физических симптомов или в той или иной форме отклоняющегося поведения.
Между горюющим и его окружением может сложное взаимодействие, которое затрудняет решение второй задачи. Окружающие могут чувствовать себя некомфортно рядом с чувствами горюющего и поэтому посылать ему сообщения следующего плана: «Не стоит горевать – это ты просто себя жалеешь», «Ты молодая, у тебя еще будет ребенок», «Посмотри другим как тяжело – вот где горе, ты слишком убиваешься» и пр. Такие комментарии приводят к тому, что горюющий начинает думать: «Мне не надо горевать», «Мне не надо так себя чувствовать».
Тогда проявления горя блокируются, эмоции не отреагируются и не приходят к своему логическому завершению.
Избегание выполнения второй задачи достигается разными способами. Это может быть отрицание наличия боли или других мучительных чувств. В других случаях это может быть избегание мучительных мыслей. Например, могут допускаться только позитивные, "приятные", по выражению Вордена, мысли об умершем, вплоть до полной идеализации. Это тоже помогает избежать неприятных переживаний, связанных со смертью. Возможно избегание всяческих воспоминаний о покойном. Некоторые люди начинают с этой целью употреблять алкоголь или наркотики.
3) Третья задача – приспособиться к миру без умершего
Существует три направления, по которым должна идти адаптация после смерти любимого человека. Есть внешнее приспособление – это то, как смерть влияет на повседневное функционирование в мире, внутреннее приспособление – это то, как смерть влияет на представление о самом себе, духовное приспособление – это то как смерть влияет на убеждения, ценности и представления о мире.
Внешнее приспособление. Когда человек теряет близкого, он теряет не только объект, которому адресованы чувства и от которого чувства получаются, он лишается определенного уклада жизни. Умерший близкий участвовал в быту, требовал выполнения каких-то действий или определенного поведения, исполнения каких-либо ролей, брал на себя часть обязанностей. И это уходит вместе с ним. Эта пустота должна быть восполнена и жизнь организована на новый лад.
Внутреннее приспособление. Переживающим утрату приходится приспосабливаться не только к потере ролей, которые ранее играл умерший; смерть может подтолкнуть их приспособиться к тому, как они теперь видят самих себя. Речь идет не просто о том, чтобы они себя признали овдовевшими супругами, или потерявшими своего ребенка родителями, но и о более важных вопросах: как эта смерть повлияла на самоопределение, самооценку, самоэффективность.
Духовное приспособление. Касается того, как человек воспринимает мир. Смерть может пошатнуть основание мира горюющего. Потеря вследствие смерти может бросить вызов фундаментальным жизненным ценностям и мировоззренческим убеждениям – убеждениям, на которые влияют семья, сверстники, образование, религия, жизненный опыт.
Отказ от выполнения третьей задачи приводит к неспособности адаптироваться к утрате. Люди действуют против самих себя, способствуя сохранению беспомощности, вместо того чтобы развивать навыки, которые позволяют справиться с ситуацией.
Сохранение пассивной, беспомощной позиции помогает избегать одиночества - друзья и близкие должны помогать и участвовать в жизни человека, пережившего утрату. В первое время после трагедии это нормально, но в дальнейшем начинает мешать вернуться к полноценной жизни.
4) Четвертая задача – сохранить связь с умершим, приступая к построению новой жизни
Эмоциональное отношение к умершему должно перемениться таким образом, чтобы появилась возможность продолжать жить, вступать в новые эмоционально насыщенные отношения.
Многие неверно понимают эту задачу и поэтому нуждаются в терапевтической помощи для ее решения, особенно в случае смерти одного из супругов. Людям кажется, что если их эмоциональная связь с умершим ослабнет, то тем самым они оскорбят его память и это будет предательством. В некоторых случаях может возникать страх того, что новые близкие отношения могут тоже закончиться и придется снова пройти через боль утраты - такое бывает особенно часто, если чувство потери еще свежо. В других случаях выполнению этой задачи может противиться близкое окружение, например, начинаются конфликты с детьми в случае новой привязанности у овдовевшей матери. За этим нередко стоит обида - мать для себя нашла замену умершему мужу, а для ребенка нет замены умершему отцу. Или наоборот - если кто-то из детей нашел себе партнера, у овдовевшего родителя может возникать протест, ревность, чувство, что сын или дочь собирается вести полноценную жизнь, а отец или мать остается в одиночестве.
Выполнение этой задачи прерывается запретом на любовь, фиксацией на прошлой связи или избеганием возможности вновь столкнуться с утратой близкого человека. Все эти барьеры как правило сопровождаются чувством вины.
Признаком того, что эта задача не решается, горе не стихает и не завершается период траура, часто бывает ощущение, что "жизнь стоит на месте", "после его смерти я не живу", нарастает беспокойство. Завершением выполнения этой задачи можно считать возникновение ощущения, что можно любить другого человека, любовь к усопшему не стала от этого меньше, но после смерти, например, мужа, можно любить другого мужчину. Что можно чтить память погибшего друга, но при этом придерживаться мнения, что в жизни могут появиться новые друзья. Ворден в качестве примера приводит письмо девочки, потерявшей отца, написанное матери из колледжа: «Есть другие люди, которых можно любить. Это не значит, что я люблю отца меньше».
Момент, который можно считать завершением траура, неочевиден. Ворден считает, что нельзя определить конкретный срок, на протяжении которого будет разворачиваться переживание утраты. Ее можно считать завершенной тогда, когда человек, переживший потерю, сделает все четыре шага, решит все четыре задачи горя
Осложненное горе
Горе – это естественный процесс, и человек в большинстве случаев переживает его без профессиональной помощи. Хотя потери и являются неотъемлемой частью жизни, тяжелые утраты нарушают личные границы и разрушают иллюзии контроля и безопасности. Поэтому процесс переживания горя может трансформироваться в развитие болезни: человек как бы «застревает» на определенной стадии синдрома утраты. Чаще всего такие остановки происходят на острой стадии. Усиливаются и сохраняются в течение длительного времени симптомы, характерные для этого периода, их комплекс соответствует посттравматическому стрессовому расстройству либо другому тревожному расстройству. Поэтому различают «нормальное» и патологическое (осложненное) горе.
Возможные причины такого «застревания»:
- внезапная или насильственная смерть, трагическая гибель близкого;
- самоубийство;
- конфликты с человеком непосредственно перед его смертью, непрощенные обиды;
- причиненные ему огорчения;
- трагические ситуации неопределенности (когда близкий исчез, без вести пропал, не похоронен);
- умерший играл исключительную роль в жизни скорбящего, был для него целью и смыслом жизни, при этом отношения с другими людьми отличались конфликтностью либо были сведены к минимуму;
- страх перед интенсивными переживаниями, которые кажутся неконтролируемыми и бесконечными; неверие в свою способность преодолеть их.
К типичным симптомам потери обычно относятся следующие проявления:
- нарушение сна;
- анорексия или потеря (приобретение) веса;
- раздражительность;
- сложности с концентрацией внимания;
- потеря интереса к новостям, работе, друзьям, церкви и т. д.;
- подавленность;
- апатия и отчуждение, стремление к уединению;
- плач;
- самобичевание;
- суицидальные мысли;
- соматические симптомы;
- чувство усталости;
- применение медикаментов – снотворных и (или) успокоительных;
- галлюцинации, отождествление с умершим или ощущение его присутствия.
Нетипичные патологические симптомы включают следующие:
- затянувшееся переживание горя (несколько лет);
- задержка реакции на смерть близкого (нет выражения страданий в течение двух и более недель);
- сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения, напряжение, горькие упреки в свой адрес и необходимость самобичевания;
- появление болезней психосоматического характера – таких как язвенный колит, ревматический артрит, астма. Нередко бывает ослабление чувствительности и т. д.;
- ипохондрия: развитие симптомов, от которых страдал умерший;
- сверхактивность: перенесший утрату человек начинает развивать кипучую деятельность, не ощущая боль утраты;
- неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, однако только на словах;
- не согласующееся с нормальным социальным и экономическим существованием поведение. Может быть полное изменение стиля жизни;
- устойчивая нехватка инициативы или побуждений, неподвижность;
- слабовыраженные эмоции, неспособность чувствовать;
- резкие переходы от страданий к самодовольству за короткие промежутки времени. Возможное вынашивание суицидальных планов;
- изменение отношения к друзьям и родственникам; раздражительность, нежелание надоедать, уход от социальной активности; прогрессирующая изолированность;
- разговоры о суициде, воссоединении с умершим, о желании со всем покончить;
- другие не отмеченные выше симптомы, характерные для посттравматического стрессового расстройства;
- при особенно сильных переживаниях горе может даже стать причиной болезни и смерти скорбящего человека.
Комплексы симптомов горя:
- эмоциональный комплекс – печаль, гнев, тревога, беспомощность, безразличие;
- когнитивный комплекс – навязчивые мысли, неверие, ощущение присутствия умершего;
- поведенческий комплекс – нарушения сна, бессмысленное поведение, избегание вещей и мест, связанных с умершим, фетишизм, сверхактивность, уход от социальных контактов, потеря интересов;
- возможны комплексы физических ощущений и алкоголизация как поиск комфорта.
Моховиков А.Н. выделяет несколько форм осложненного горя.
1. Хроническое горе. При этой наиболее частой форме переживание потери носит постоянный характер и интеграция утраты не наступает. Среди признаков преобладает тоска по человеку, с которым существовала тесная эмоциональная связь. Даже спустя многие годы малейшее напоминание об утрате вызывает интенсивные переживания.
2. Конфликтное (преувеличенное) горе. Один или несколько признаков потери искажаются или чрезмерно усиливаются, прежде всего, чувства вины и гнева, образующие порочный круг контрастных переживаний, мешающий совладанию с горем и затягивающий прохождение острого периода. Выход может достигаться через эйфорические состояния, переходящие в длительную депрессию с идеями самообвинения.
3. Подавленное (маскированное) горе. Проявления горя незначительны или полностью отсутствуют. Вместо них появляются соматические жалобы, признаки болезни, отмечавшиеся у умершего, с последующим развитием длительной ипохондрии. Например, описываются состояния «кластерной головной боли», которая может продолжаться в течение нескольких месяцев и складываться из множества отдельных приступов. Осознание их связи с утратой отсутствует.
4. Неожиданное горе. Внезапность делает почти невозможным принятие и интеграцию утраты. Их развитие задерживается, преобладают интенсивные чувства тревоги, самообвинения и депрессия, осложняющие ежедневную жизнь. Весьма характерно возникновение мыслей о самоубийстве и его планирование.
5. Отставленное горе. Его переживание откладывается на длительное время. Сразу после утраты возникают эмоциональные проявления, но затем «работа горя» прекращается. В дальнейшем новая потеря или напоминание о прежней запускают механизм переживания. Посещая врача, человек неоднократно говорит об утрате. Дома не желает что-либо менять, расставаться с дорогими вещами или, наоборот, стремится полностью изменить жизнь (сменить обстановку, квартиру, иногда – город).
6. Отсутствующее горе. При этой форме отсутствуют какие-либо внешние проявления, как если бы утраты не было вообще. Человек полностью отрицает ее или остается в состоянии шока.
В некоторых случаях течение горя, в том числе и осложненного, может усугубляться присоединением признаков посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), например, в чрезвычайных условиях стихийных бедствий, военных действий или их последствий.
Рис.7. Эффективная коммуникация
Установление границ
Для построения эффективного взаимодействия между специалистом и пациентом важно с самого начала установить ясные и открытые правила, необходимо обозначить границы общения.
Границы бывают разных видов:
1) Физические границы (телесные) – ощущение собственного тела. Нарушение физических границ может проявляться в насильственном удерживании партнера по общению.
2) Психологические границы – личное пространство, комфортное расстояние между собеседниками, а также круг тем, которые комфортно затрагивать с разными людьми. Например, нарушением психологических границ может быть слишком близкое расстояние от собеседника, которое вызывает дискомфорт или чье-то бестактное замечание, неуместная шутка в чей-то адрес. Нарушением психологических границ будет навязчивое желание «залезть человеку в душу», когда он не хочет ни с кем делиться своими переживаниями.
3) Профессиональные границы можно подразделить на категории:
- время;
- место;
- профессиональная ответственность.
Время
Необходимо учитывать, в какое время суток происходит общение, сколько времени мы можем потратить на беседу. В разговоре с пациентами важно дать ясно понять, каковы временные границы общения.
Например: «Здравствуйте, рада с вами познакомиться. У на есть 30 минут на беседу, готова ответить на ваши вопросы». Или: «К сожалению, сейчас не могу с вами поговорить, я освобожусь к 10 часам. Вам удобно будет это время?»
Место
Имеет значение, где происходит беседа – на территории пациента, у него дома, или в больнице. Если беседа происходит в больнице, в месте, которое незнакомо пациенту и его семье, то важно помочь пациенту и его близким найти кабинет, по возможности проводить до места беседы.
Профессиональная ответственность
Важно обозначить границы своей профессиональной компетенции, в круге каких вопросов вы разбираетесь как специалист. Если задан вопрос, не входящий в круг ваших знаний, то можно ответить следующим образом: «К сожалению, я не могу ответить на этот вопрос, так ка являюсь специалистом в другой области. Я обязательно уточню для вас это вопрос и передам вам информацию. Как удобнее с вами связаться?»
Тон беседы
Пациенты и их близкие, столкнувшись с тяжелым испытанием, ждут сочувствия, помощи. Важно уметь поддерживать теплый, доверительный тон беседы. Недопустима излишняя суета, болтливость, игнорирование чувств пациентов, отвлечение на пустые темы. При озвучивании информации нельзя торопиться, делать все на бегу, в спешке, это будет выглядеть так, как будто специалист хочет скорей отделаться от неприятных обязанностей.
Речь пациента или его родственников может быть замедленной, с большими паузами из-за навалившегося тяжелого эмоционального груза. Близким зачастую необходимо собраться с мыслями, взять себя в руки, чтобы продолжать беседу. Специалист должен уметь выдерживать длительные паузы, не торопить собеседников, не раздражаться из-за их медлительности. Родственники могут быть и излишне суетливыми, встревоженными, торопливыми. Тон речи специалиста в обеих ситуациях должен быть спокойным, ясным и уверенным.
Также важно уметь молчать, и не просто молчать, а своим молчанием выражать сочувствие – здесь главным будет невербальный язык.
Язык тела
Большинство людей интуитивно считывают невербальный язык собеседника. Наше впечатление о человеке складывается в первую очередь в ходе оценки его невербальных проявлений (таблица 5).
Специалист должен уметь управлять своим невербальным языком и контролировать согласованность своих слов и языка тела. Необходимо уметь оказывать сочувствие и поддержку, используя при этом невербальный канал.
Таблица 5. Значение некоторых невербальных сигналов.
№ п/п |
Описание мимики, жестов и поз |
Возможное состояние собеседника |
1 |
Руки сложены крест на крест, прикосновение к крупному предмету, например к сумке. |
Неуверенность, тревожность, беспокойство, сильный дискомфорт, замкнутость |
2 |
Сжатые кулаки |
Агрессия, желание сдержать гнев, подавление негативных эмоций |
3 |
Открытая жестикуляция, ладони смотрят вверх |
Готовность к открытому диалогу, искренность |
4 |
Руки спрятаны за спину или в карманы, голова опущена вниз |
Чувство вины, беспокойство, напряжение, стресс |
5 |
Сутулые плечи, голова вниз, сгорбленное тело |
Сильная удрученность, печаль, желание уйти от контакта, сильная усталость и нервное истощение |
6 |
Взгляд в сторону, потирание глаза, почесывание |
Нежелание продолжать беседу, нежелание вести доверительный и честный разговор, сомнение, подозрение |
7 |
Взгляд в упор, собеседник сверлит вас глазами |
Желание доминировать, настоять на своей точке зрения |
8 |
Наклон тела вперед |
Заинтересованность, внимательное слушание, доброжелательность, участие |
9 |
Наклон тела назад |
Отстраненность, нежелание слушать, невнимательность, отвержение, неприятие |
10 |
Переминание с ноги на ногу |
Нервозность, желание прекратить разговор и уйти |
Отражение чувств и мыслей
Во время беседы с пациентом и его близкими необходимо понять, какие чувства он испытывает, какие мысли он пытается до нас донести. Это важный фактор для обеспечения качественной обратной связи. Чтобы понять собеседника надо внимательно слушать его и наблюдать за его невербальными сигналами.
Например, пациент может говорить примерно следующее: «Меня никто не понимает. Я больше не могу, я не справлюсь. Мне так страшно». Специалист может ответить: «Я слышу, что вы сильно беспокоитесь и боитесь» В дальнейшем специалист может уточнить причины беспокойства, дать грамотные рекомендации и всю необходимую информацию по тревожным вопросам.
Отражение чувств помогает создать атмосферу доверия и доброжелательности, ведь родственники понимают, что к ним прислушиваются, уважают их мнение, стараются помочь.
Отражение мыслей и чувств помогает специалисту прояснить психологическое состояние родственников, их ожидания относительно текущей ситуации и на основании этого эффективно выстраивать стратегию взаимодействия со всеми членами семьи.
Информирование
Очень важна информационно-психологическая поддержка. Эта работа направлена на информирование об особенностях психического состояния и возможной динамике его изменения. Информация должна быть представлена в короткие сроки, непосредственно после травматического события, в адаптированном виде с учетом эмоционального состояния пострадавшего и его когнитивных особенностей.
Информационно-психологическая поддержка выступает в качестве способа удовлетворения депривированной потребности в информации о ситуации, направлена на формирование картины состояния, в котором находится человек, этапах и сроков его прохождения. Косвенно она влияет на интенсивность переживаний человека, формирует навыки саморегуляции, а также приводит к нестигматизированному отношению к собственному состоянию.
Нормализация
Нормализация предполагает принятие эмоциональных состояний пациентов и признание адекватности и естественности их эмоций в сложившейся ситуации.
Задача специалиста состоит в том, чтобы оказать поддержку и сообщить, что чувства, которые они испытывают, вполне естественны для их ситуации. Например: «Это нормально – тревожиться за своего ребенка», «Вы имеете право злиться в данной ситуации, и это нормально», «Не следует стыдиться своих чувств, не копите их внутри себя».
Поддержка
Большую роль играет умение быть рядом в трудную минуту, умение сказать слова поддержки в самый тяжелый час, умение оказывать поддержку молчаливым присутствием – прикосновением, взглядом, готовностью обнять.
Релаксация
Релаксация необходима для снятия напряжения, для восстановления ресурса. Специалист должен владеть техниками релаксации для поддержания своего психоэмоционального баланса, а также он должен уметь обучить техникам релаксации других – маленьких пациентов, их родителей, и других участников взаимодействия.
Техники релаксации бывают разных видов – дыхательные, телесные, медитативные, техники визуализации.
1 техника – дыхательная.
Сделайте три вдоха и три выдоха. Первый вдох обычный ровный. Второй вдох чуть глубже и длительнее. Третий вдох самый глубокий и продолжительный.
При необходимости можно увеличить количество повторений до шести.
Эта техника экономична по времени, помогает успокоиться, снизить напряжение.
2 техника – прогрессивная мышечная релаксация
В стрессовых ситуациях человек испытывает сильное мышечное напряжение. Техника мышечной релаксации помогает частично снять мышечные зажимы, способствуя тем самым снижению психоэмоционального напряжения.
Глаза – сильно зажмурьте и откройте глаза. Наморщите брови, расслабьтесь.
Лицо – подвигайте челюстями влево-вправо.
Плечи – поднимите плечи вверх и резко опустите, руки расслаблены.
Руки – потрясите ладонями, как будто отряхиваете капли воды. Сожмите как можно сильнее кулаки, разожмите.
Ноги – стоя напрягите ягодицы, бедра икры, расслабьтесь и походите на одном месте. Потрясите поочередно левой и правой ногой.
3 техника – визуализация.
Включите приятную музыку или звуки природы. Сядьте поудобней, найдите такое положение, в котором вы сможете максимально расслабиться. Сейчас вам необходимо немного отдохнуть. Закройте глаза, почувствуйте свое тело. Какая часть тела наиболее расслаблена, сосредоточьтесь на расслаблении. Представьте себя в месте, где вам хорошо, спокойно и уютно. Выберите это место: может это ваш дом, может дача, может лес, берег моря. Выберите наиболее приятное для вас место. Оглядитесь вокруг, что вы видите? Теплый уютный плед, гамак на даче, красивый пейзаж, теплый песок, синее море, зеленая трава? Что вам хочется делать в этом месте? Побудьте в этом приятном месте, вам приятно и спокойно.
Дайте человеку 1 минуту на представление и расслабление. После этого скажите мягко и спокойно: пора возвращаться, сейчас вы почувствуете снова свое тело, вы отдохнули, набрались сил. Сделайте глубокий вдох и выдох и открывайте глаза.
Резюмирование
В конце каждого разговора необходима подводить итог, делать выводы и еще раз проговаривать наиболее важные моменты.
Также важно выражать благодарность за общение и сотрудничество. Например: «Я благодарна вам за доверие и открытость. У нас была очень насыщенная беседа».
Переживание горя детьми
Когда умирает член семьи, дети реагируют на это не так, как взрослые. Дошкольники обычно видят смерть как временное и обратимое явление, что подтверждается героями мультфильмов, которые умирают и оживают снова. Дети между 5 и 9 годами начинают думать о смерти, как взрослые, но все равно верят, что это никогда не произойдет ни с ними, ни с их близкими.
К детскому шоку и потрясению от смерти брата, сестры, родителя добавляется и то, что другие члены семьи сами потрясены горем и не в состоянии справиться с нормальной заботой о ребенке.
Существует ряд особенностей переживания горя у детей на разных возрастных этапах таблица 3).
Родители должны знать нормальные детские реакции на смерть в семье, так же как и признаки того, что ребенок не справляется с горем. По мнению детских психиатров, для некоторых детей является нормальным в течение нескольких недель после смерти близкого чувствовать острое горе или упорствовать в убеждении, что этот близкий жив. Однако длительное отрицание смерти или избегание горя может быть эмоционально нездоровым и позднее привести к более серьезным проблемам.
Если ребенок боится идти на похороны, его не надо принуждать, можно почтить память человека по-другому – зажечь свечу, произнести молитву, пересмотреть фотографии, рассказать какую-нибудь историю. Все это может оказаться полезным.
Однажды ребенок принимает смерть, и ему в течение долгого времени нужно выражать вовне свою печаль, часто это происходит в неожиданные моменты. Живые родственники должны проводить как можно больше времени с ребенком и поддерживать ребенка в уверенности, что он может выражать свои чувства открыто и свободно.
Человек, который умер, был нужен для сохранения стабильного мира ребенка, и нормальной реакцией является гнев. Гнев может проявляться в дерзких играх, ночных кошмарах, раздражительности, в каком-то другом поведении. Часто ребенок проявляет гнев по отношению к живым родственникам.
Когда умирает родитель, многие дети ведут себя так, как будто они младше своего возраста. Они временно становятся более инфантильными, требуют пищи, внимания, ласки, говорят, как маленькие. Маленькие дети верят, что они являются причиной происходящего вокруг. Маленький ребенок может быть уверен, что близкий умер потому, что он, ребенок, «пожелал» родственнику смерти, когда был зол. Дети чувствуют вину, обвиняют себя, потому что пожелание «сбылось».
Дети, у которых есть серьезные проблемы с горем и утратой, могут проявлять это так:
- длительный период депрессии с утратой интереса к прежним делам и жизненным событиям;
- невозможность спать, потеря аппетита, продолжающийся страх оставаться одному;
- долгий период ведет себя как ребенок младшего возраста;
- много раз повторяет, копирует своим поведением умершего;
- повторяет утверждение о желании присоединиться к умершему;
- избегает друзей;
- резко выпадает из школьных дел или отказывается ходить в школу.
Эти тревожные знаки свидетельствуют о возможной необходимости профессиональной помощи. Детской психолог или психиатр может помочь принять смерть и дать советы живым родственникам - как помогать ребенку оплакивать потерю.
Таблица 3. Особенности переживания горя у детей
Возраст |
Характерные особенности переживания горя |
Младенческий возраст (0-2 года) |
· Ребенок чувствует, что чего-то не хватает, даже если не может сказать словами об этом; · Когда ребенок разлучен с мамой, то он чувствует это разъединение, тоскует скучает по прикосновениям мамы, ее запаху, звуку голоса, выражению лица, совместным занятиям · Ребенок может проявлять агрессию, стать более раздражительными, навязчивыми или замкнутыми. |
Дети младшего возраста (2-6 лет) |
· Не понимают, что смерть окончательна, могут верить, что умершие люди способны вернуться. · Смерть часто ассоциируют со сном. · Если ребенку сообщают о смерти кого-то из членов семьи, он может сразу не отреагировать. · Горюют от разлуки, скучают и тоскуют по умершему: по его прикосновениям, по звуку голоса, выражению лица, совместным занятиям. · Ребенок считывает эмоции взрослых, их невербальные послания, поэтому если ребенку не сообщают причину изменения эмоционального климата семьи, то он остается один на один со своими фантазиями, догадками, страхами, которые могут проявляться в виде истерик, ночных кошмаров, ревности и т.п. |
Дети старшего возраста (7-12 лет) |
· Осознают окончательность и необратимость смерти, но могут не понимать, что это может произойти и с ними. · Могут проявить интерес к причинам смерти (почему люди умирают) · Могут считать, что умершие перемещаются в какое-то другое место. · Демонстрируют магическое мышление («Если я буду хорошо себя вести, то мой умерший брат вернется») · Могут осознать окончательность и необратимость смерти, но часто не понимают, что это может произойти с ними; · Возможно проявление агрессии, импульсивности и рискованного поведения |
Подростки (13-18 лет) |
· Реалистичное понимание того, что смерть неизбежна и окончательна. · Проявляют философские рассуждения о смысле жизни и смерти. · Горе проявляется в виде депрессивных состояний, стремлении к уединению · Размышляют о загробной жизни. · Могут испытать сильные эмоциональные переживания, с которыми раньше не сталкивались. |
Оказание психологической поддержки детям в ситуации переживания горя
Когда мы сталкиваемся с горестными событиями, то оказывая помощь и поддержку взрослым, зачастую забываем о чувствах и переживаниях детей. Дети в силу небольшого жизненного опыта не могут до конца понять, что происходит, не знают причин произошедшего. Они видят страдания взрослых, их молчание, слезы, попытки обмануть, скрыть информацию – все это пугает, вызывает тревогу, страх, катастрофические мысли: «Я в чем-то провинился…, мама больше не любит меня…, почему со мной все так странно себя ведут…?».
Игнорирование переживаний ребенка может привести к развитию у него психологической или психической травмы, поэтому, крайне важно оказывать ему психологическую поддержку, не оставлять один на один с кошмарами, тревогой и болью (таблица 4).
Психологическая травма – это специфическое нарушение деятельности нервной системы, вызванное сильным стрессом. Симптомами психологической травмы могут быть: шок, отрицание, перепады настроения, вспышки гнева, раздражительность, чувство вины, стыда, тревожность, уныние, грусть, депрессия, неспособность сосредоточиться, ухудшение памяти.
Психическая травма – это нарушение психической деятельности под воздействием сильных стрессовых событий. Если при психологической травме можно помочь человеку адаптироваться, восстановиться, то при психической травме происходит нарушение в развитии личности, нарушения в деятельности психики, сильная дезадаптация, возможно развитие невротических расстройств.
Таблица 4. Психологическая помощь детям в ситуации переживания горя
Возраст |
Характерные особенности переживания горя |
Младенческий возраст (0-2 года) |
· Создайте новый распорядок дня или сделайте так, чтобы в старом не было больших изменений. · Создайте стабильную обстановку. · Берите малыша на руки, важен тактильный контакт. · Если ребенок отчужден, старайтесь занять его с помощью различных игр – с водой, с прикосновениями, с детскими песенками. |
Дети младшего возраста (2-6 лет) |
· Создайте новый распорядок дня или сделайте так, чтобы в старом не было больших изменений. · Создайте стабильную обстановку. · Берите малыша на руки, обнимайте ребенка. · Поощряйте активные игры и общение · Давайте возможность ребенку проговорить свои чувства, научите его вербализации чувств. · Будьте готовы к трудным разговорам, не поощряйте иллюзии о возвращении умерших, это нужно делать очень тактично и мягко. |
Дети старшего возраста (7-12 лет) |
· Выявите, нет ли у ребенка чувства вины и других саморазрушающих чувств, постарайтесь развеять эти чувства. · Осторожно отучайте ребенка от магического мышления, когда оно появляется. · Поддерживайте четкий, предсказуемый порядок дня. · Обнимайте ребенка, если он нуждается в этом. · Постарайтесь стимулировать ребенка интерактивными играми: рисуйте вместе, рассказывайте истории и т.п. |
Подростки (13-18 лет) |
· Будьте готовы к долгим и трудным разговорам. · Будьте готовы сказать: «Я не знаю» в случае, если вы не можете дать ответ на вопрос. · Постарайтесь принять эмоции подростка, умейте ему объяснить их происхождение · Позвольте выражать свои чувства · Поощряйте подростка к тому, чтобы он делился своими переживаниями |
Список литературы
- Белинская, Е.П. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы / Е.П. Белинская, И.С. Давыдова // Психологическая наука и образование: специальный выпуск: молодые ученые - науке и образованию / Ред. В.В. Рубцов, А.А. Марголис. – 2007. – №5 2007. – С. 28-37.
- Бонкало, Т. И. Психология кризисных состояний: учебник для обучающихся по направлениям медицинского и психологического образования [Электронный ресурс] / Т. И. Бонкало, О. Б. Полякова. – Электрон. текстовые дан. – М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023.
- Ворден Вильям. Консультирование и терапия горя. Пособие для специалистов в области психического здоровья. – М.: Центр психологического консультирования и психотерапии, 2020.- с. (Бибилиотека Международной школы психотерапии. Выпуск 2)
- Гусельцева М. С. «Жизненное пространство» в контексте психологии повседневности: к 130-летию Курта Левина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. Вып. 1. С. 8–23.
- Клинические рекомендации – Посттравматическое стрессовое расстройство – 2023-2024-2025 (28.02.2023) – Утверждено Минздравом РФ
- Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / - СПб- Питер, 20187. - 8321 с.: ил. – (серия «Учебное пособие)
- Малкина-Пых, И. Г., Психологическая помощь в экстремальных ситуациях: учебник / И. Г. Малкина-Пых. — Москва: КноРус, 2024.
- Малкина-Пых, Ирина Германовна Психологическая помощь близким / И. Г. Малкина-Пых. - Москва: Эксмо, 2009. - 191 с.; 21 см. - (Антикризисная психология).
- МКБ-11. Глава 06. Психические и поведенческие расстройства и нарушения нейропсихического развития. Статистическая классификация. – М.: «КДУ», «Университетская книга» – 2021. - 432с.
- Полякова, О. Б. Психология посттравматического стресса: учебник [Электронный ресурс] / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало. – Электрон. текстовые дан. – М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023.
- Психология жизнестойкости [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М.а. Одинцова. — 2-е изд. стер. — М. : ФлИнта, 2015. — 292 с.
- Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Поделитесь лекцией с друзьями