Медицинская психология

Нарушения психических процессов вследствие соматических заболеваний и острых стрессов

Психические нарушения

Варианты взаимоотношения соматического и психического

  1. Сильный стресс может вызвать соматическую болезнь. Сюда относятся психосоматические заболевания, например, язвенная болезнь, ИБС и пр.
  2. Тяжелое соматическое заболевание само по себе может вызвать психические расстройства. Например, аутоинтоксикациия при уремии, гипоксия мозга при тяжелых сердечно-сосудистых заболеваниях и др.
  3. Реакция личности на болезнь. Например, кардиофобия, у лиц, перенёсших инфаркт, чувство безнадежности у онкологических пациентов.
  4. Психические изменения у лиц с аномалиями характера на фоне соматической болезни. Например, паранойяльный бред, недоверие к медикам.
  5. Соматические ощущения маскируют начало психических расстройств. Например, соматизированная или маскированная депрессия, шизофрения.

 Психические нарушения, вызванные соматической патологией

Астени́я (от др.-греч. ἀσθένεια – бессилие), астеническое состояние, астенический синдром, астеническая реакция, нервно-психическая слабость – болезненное состояние,которое проявляется в следующих симптомах:

  • повышенная утомляемость
  • крайне неустойчивое настроение,
  • ослабление самообладания,
  • нетерпеливостью неусидчивость,
  • нарушение сна,
  • утрата способности к длительному умственному и физическому напряжению,
  • непереносимость громких звуков, яркого света, резких запахов.

Болезни, при которых возникает астения: пороки сердца, ревматические атаки, хроническая пневмония, заболевания желчных и мочевых путей, почечная недостаточность, авитаминоз, черепно-мозговые травмы, и другие.

Делирий – потеря ориентировки во времени и в месте нахождения, галлюцинации, бред, двигательное возбуждение, сохранение понимания своей личности. Длится 3-4 дня.

Кратковременный Д. возникает при заболеваниях почек, сердца, желудочно-кишечного тракта.

Длительный Д. – при общих инфекциях, при длительной лихорадке, при критическом падении температуры тела, при алкогольной зависимости.

Аменция – полная потеря как ориентировки во времени и месте нахождения, так и в понимании своей личности, галлюцинации, бессвязность речи, двигательное возбуждение. Длится до нескольких месяцев. Возникает при тяжёлых инфекционных заболеваниях, отравлениях, открытых и закрытых черепно-мозговых травмах, гипертиреозе, алкоголизме, наркомании, при шизофрении

Онероид – фантастические галлюцинации, сопровождающиеся чаще всего эйфорией, неподвижность, полная потеря ориентировки.

Возникает при энцефалите, сосудистой деменции, черепно-мозговых травмах, эпилепсии, передозировке ПАВ, психических расстройствах

Сумеречные состояния сознания – полная потеря ориентировки во времени и месте нахождения, отсутствие понимания собственной личности, автоматические движения, бесцельные перемещения. Возникает при эпилепсии, черепно-мозговых травмах, при органических заболеваний головного мозга, таких как: энцефалопатия, паркинсонизм, рассеянный склероз, опухоли головного мозга.

Особенности общения с пациентами, имеющими нарушения сознания

Не говорящий и не реагирующий пациент чувствует, переживает, тревожится, боится. Он испытывает стыд, неприязнь, когда его бесцеремонно трогают, относятся к нему как к предмету.

Как оценить понимание пациента в ситуации сниженного сознания:

Возьмите пациента за пульс, либо в процессе общения следите за показателями частоты сердечных сокращений по монитору ЭКГ.

Обратитесь к пациенту по имени и отчеству.

Если пациент вас слышит, он отреагирует учащением ЧСС.

Если обычное общение невозможно, то необходимо организовать альтернативную коммуникацию.

Невербальная коммуникация примитивного уровня:

Интонации. Дружелюбные интонации успокаивают при невозможности различить и понять слова.

Поза и жесты. Язык жестов и позы адекватно считываются пациентами с грубыми нарушениями мыслительных процессов. Позой и жестами можно напугать или успокоить.

Прикосновения. Прикосновения к разным частям тела вызывают различные эмоциональные реакции. Прикосновениями можно напугать или успокоить.

Алгоритм коммуникации на примитивном уровне:

  • Нерезко войти в поле зрения пациента, подождать 3-5 секунд, до фиксации взгляда
  • Остановиться у койки около колен, улыбнуться, глядя в лицо, поздороваться, кивнуть головой
  • Говорить спокойно, негромко, доброжелательно, обращаться к пациенту по имени отчеству
  • Принять расслабленную позу, ладони открыты, представиться пациенту
  • Постепенно подойди ближе к пациенту, прикоснуться к предплечью
  • Проговаривайте вслух, что собираетесь сделать, например, «Я сейчас возьму Вас за руку, чтобы измерить пульс»

Коммуникация была продуктивной, если пациент фиксировал вас глазами при 80% манипуляций и абсолютно продуктивной, если при этом был эмоциональный ответ

Альтернативная коммуникация с пациентом, понимающим речь, но неспособным говорить:

1) Язык жестов, условные знаки – движение пальцами, открывание, закрывание глаз

2) Карточки с символами

3) Приложения-коммуникаторы для смартфонов

4) Самодельные карточки со словами:

  • Хочу пить,
  • Хочу есть
  • Болит здесь
  • Да
  • Нет

Альтернативная коммуникация снизит стресс у пациента, снизит тревожность и агрессивность пациента, упростит общение с персоналом, снизит нагрузку на персонал

Нарушения психических процессов

Нарушения ощущений

Гиперестезия - нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха.

Гипестезия – снижение чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым, отдаленным, как бы сквозь пелену.

Парестезии – необычнее ощущения, возникающие на фоне сенсорных расстройств. Ощущение покалывания, жжения, ползания мурашек.

Наблюдаются при поражении периферических нервов, травмах и заболеваниях спинного и головного мозга, некоторых других патологиях.

Как правило, ощущаются на коже, реже – на слизистых оболочках полости рта и глотки.

У здоровых людей кратковременно возникают после удара или сдавления участка тела с нарушением кровоснабжения (чаще – при сне в неудобной позе), исчезают в течение нескольких минут.

Сенестопатии – комплексные необычные ощущения в теле с переживаниями перемещения, переливания, перетекания.

Неприятные, тягостные ощущения, локализующиеся на поверхности тела или в области внутренних органов. Могут напоминать сдавливание, жжение, стягивание, скручивание, лопание, пульсацию, переворачивание и т.д.

Фантомные ощущения (фантомные боли) – это ощущение присутствия утраченной конечности, которые могут сопровождаться болью.

Классификация фантомных болей

Каузалгия – жгучие, палящие ощущения в определённой части отсутствующей конечности. Наиболее интенсивный, мучительный вид болевого синдрома. Крайне тяжело переносится пациентами.

Невралгическая боль — алгический приступ протекает по типу удара электрическим током. Боль приступообразная, имеет локальный характер или пронизывает всю ампутированную конечность. Длительность – от нескольких секунд до нескольких минут.

Кинестетическая боль — стискивающие, сводящие ощущения в фантомной части тела. По описаниям больных напоминают болезненные тонические судороги, мышечный спазм.

Нарушения Восприятия

Дереализация – искаженное восприятие окружающего мира. Может проявляться субъективным ощущением отчужденности внешнего мира.

Окружение представляется потерявшим цвет и жизнь и кажется отдаленным, искусственным или сценой, на которой люди разыгрывают придуманные роли. Разновидностью дереализации является симптом «уже виденного» (deja vu) и «никогда не виденного» (jamais vu).

Деперсонализация - нарушение восприятия собственной личности, при этом больной ощущает себя другим человеком, отмечает изменение эмоций, мироощущения, отношения к близким.

Основные симптомы – ощущение наблюдения за самим собой со стороны, утрата привычных переживаний, появление новых незнакомых чувств, способов мышления и восприятия.

Причины деперсонализации

  • Психотравмирующие ситуации – физическое или сексуально насилие, измена, смерть близкого человека.
  • Стрессовые факторы – информационная перегрузка, напряженная умственная работа без отдыха, ежедневные конфликты.
  • Психические расстройства – шизофрения, панические атаки, депрессия, биполярное аффективное расстройство.
  • Органические заболевания ЦНС – нейроинфекции, инсульты, черепно-мозговые травмы.
  • Применение психотропных лекарств.
  • Наркомания.

Иллюзия: ошибочное восприятие реально существующего предмета или явления.

Выделяют физические, физиологические и психические иллюзии.

Галлюцинации - болезненное восприятие без реального объекта, возникающее в отсутствие внешнего раздражителя.

Галлюцинации делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. Галлюцинации могут быть:

  • Элементарными – гул, световые вспышки, запахи и т.п.
  • Простыми – образы животных, предметов быта.
  • Сложными – голоса, комментирующие происходящие, сложные сюжеты.

Таблица 5. Причины галлюцинаций

Причины галлюцинаций

Экстремальные состояния:

•   Перегрев

•   Переохлаждение

•   Нехватка пищи

•   Недостаток воздуха

•   Сильная усталость

•   Депривация сна

•   Сенсорная недостаточность

•   Социальная изоляция

Психические расстройства:

•    Шизофрения

•    Биполярное аффективное расстройство

•    Симптоматические психозы

•    Органическое бредовое расстройство

•    Органический галлюциноз

Употребление психоактивных веществ:

•   Алкоголизм

•   Наркомания

•   Токсикомания

Неврологические заболевания:

•  Нейродегенративные процессы

•  Локальные поражения мозга

•  Нейроинфекции

•  Утрата функции анализатора

•  Нарколепсия

Нарушения памяти

Гипомнезия – ослабление памяти, ослаблена способность к запоминанию текущих и воспроизведению прошедших событий.

Проявляется ухудшением памяти на имена, адреса, даты и события.

Причины гипомнезии:

  • Астения
  • Сильное переутомление
  • Соматические болезни
  • Вредные привычки
  • Нарушения мозгового кровообращения
  • Черепно-мозговые травмы
  • Невротические расстройства
  • Атеросклероз сосудов головного мозга
  • Психические расстройства

Гипермнезия – аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, обострение воспоминаний в воспроизведении мельчайших деталей прошедших впечатлений.

Гипермнезия носит чаще всего временный характер. Наблюдается при маниакально-депрессивном психозе, шизофрении. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом. Гипермнезия иногда встречается при слабоумии.

Парамнезии – ошибки, обманы памяти. Их подразделяют на:

- конфабуляции – пробелы в памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими место в действительности (вымыслом), причем это происходит помимо желания больных.

- псевдореминисценции – сдвиг событий во времени, события прошлого переносятся в настоящее.

Амнезия – выпадение памяти, отсутствие памяти.

Различают:

- ретроградную амнезию – на события предшествующие заболеванию, приступу, травме;

- антероградную амнезию – на события, наступившие после травмы, после начала заболевания;

- ретроантероградную амнезию.

Органические причины амнезии: черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, церебральная гипоксия, нейроинфекции, интоксикации, дегенративные заболевания ЦНС, эпилепсия, мигрень

Психологические причины: психологическая травма, психические расстройства.

Нарушения внимания

Расстройства внимания – это патопсихологические симптомы нарушения направленности и избирательности психической деятельности.

Внимание обеспечивает активность и целенаправленность всей познавательной деятельности. Его расстройства зачастую становятся основой для ухудшения других психических функций – памяти, мышления, воли. Ослабление внимания сопровождается ухудшением всех видов деятельности, ориентировки и адаптации к окружающей среде.

Причины нарушений внимания:

  • Стресс
  • Соматические болезни
  • Органические поражения ЦНС – ЧМТ, опухоли мозга, нейроинфекции
  • Психические расстройства – депрессия, бред, галлюцинации, деменция, делирий

Повышенная истощаемость внимания - нарушение всех основных параметров при психической нагрузке вследствие патологической утомляемости.

Нарушение концентрации внимания - ослабление или утрата способности сосредотачивать внимание на конкретных объектах и явлениях.

Отвлекаемость внимания - снижение избирательности внимания, неспособность длительно поддерживать внимание на одном объекте, отвлечение внимания на посторонние раздражители и детали.

Сверхотвлекаемость внимания - переключение внимания на самые незначительные изменения в окружающем или фиксация на всех объектах, попадающих в поле зрения больного.

Инертность (тугоподвижность) внимания - недостаточная переключаемость внимания с одного объекта или вида деятельности на другой.

Нарушения мышления

Мышление – это познавательный психический процесс, который включает операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации и абстрагирования

Преобладающее количество больных с патологией мышления имеют психиатрический и/или неврологический диагноз.

Причины нарушений мышления

  • Биохимические изменения в мозге
  • Черепно-мозговые травмы. 
  • Психозы
  • Дегенеративные болезни ЦНС. 
  • Эпилепсия
  • Опухоли мозга.
  • Стрессы, неврозы

Ускорение темпа мышления. За единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, и при этом страдает их качество. Мыслительный процесс и речевая активность беспрерывно течет и скачет; они бессвязны.

Замедление темпа проявляется в заторможенности, бедности ассоциаций. Пациенты говорят медленно, не могут подобрать слова.

Характерно для эпилепсии, эпилептоидной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания.

Разорванность мышления – нет связи между мыслями, и предложениями.

Бессвязность – нет связи между слогами.

Резонерство – пустые, бесплодные рассуждения. Например, на вопрос врача «Как вы себя чувствуете?» долго рассуждают о пользе питания, отдыха, витаминов. Этот вид мышления чаще всего встречается при шизофрении.

Аутистическое – одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного мышление. Причудливые фантазии, понятные только самому пациенту. Встречается при аутизме, а также при шизофрении.

Виды навязчивых состояний

Навязчивые опасения – мучительная боязнь, что не получиться должным образом совершить то или иное действие.

Навязчивые сомнения — неуверенность в правильности выполнения различных действий.

Навязчивые фобии — самые разные варианты боязни: боязнь заболеть различными заболеваниями, страх высоты, замкнутых пространств, открытых местностей, боязнь за своих близких, страх обратить на себя чье-то внимание и мн. др.

Навязчивые мысли - упорно «лезущие» в голову названия, строки из песен или фразы, фамилии, а также различные мысли, противоположные жизненным представлениям пациента.

Навязчивые воспоминания — возникающие вопреки желанию пациента воспоминания некоторых событий, имеющие, как правило, неприятную окраску.

Навязчивые действия — многократно повторяющиеся помимо воли больного движения. К примеру, зажмуривание глаз, поправление прически, гримасничанье, подмигивание, почесывание затылка, перестановка предметов и пр. 

Бредовые идеи – ошибочные умозаключения, возникающие на болезненной основе, полностью овладевающие сознанием человека (сутяжный бред, бред преследования, бред ревности, бред величия и т.д.).

Сверхценные идеи - идеи, суждения, возникающие вследствие реальных обстоятельств и занимающие в сознании больного доминирующее, не соответствующее их истинному значению место. Это ошибочные односторонние суждения, ложные убеждения.

Сверхценные идеи чаще всего встречаются в мировоззрении, в политике, науке. Например, сверхценные идеи реформаторства, изобретательства, нетрадиционных методов медицины и пр.

Нарушения воли

Нарушения воли могут вызваны следующими причинами:

  • Шизофрения
  • Депрессивные расстройства
  • Органические патологии мозга
  • Психопатические расстройства
  • Биполярное аффективное расстройство
  • Дисгармоничный стиль воспитания в семье

Абулия – полная утрата волевой активности. За абулией обычно следует адинамия – уменьшение или полное прекращение двигательной активности организма или органа. Наблюдается при шизофрении, при различных лобных поражениях мозга, депрессиях, деменциях.

Гипербулия - повышенная активность, обусловленная значительным числом побуждений к деятельности.

Пациенты полны идей, желаний, стремлений. Они не способны обдумать план и учесть последствия своих действий. Действуют под влиянием эмоций, часто совершают рискованные поступки.

Наблюдается при маниакальных состояниях и паранойяльном синдроме, может возникать при приеме некоторых лекарств.

Парабулия – извращение, изменение волевой активности.

Побуждения к деятельности, мотивы и цели реализации извращены в связи с имеющимися у больного психопатологическими синдромами, например слуховыми галлюцинациями устрашающего характера, побуждающими к агрессивной деятельности и т.д.

Пациенты совершают странные, нелепые поступки. Сюда относят:

  • поедание песка, мела, бумаги и т.п.;
  • тяга к поджогам (пиромания);
  • тяга к воровству (клептомания);
  • тяга к бродяжничеству (дромомания)и др.

 Психоэмоциональные нарушения – группа психических расстройств и отдельных патопсихологических симптомов, которые проявляются усилением, неадекватностью, чрезмерной лабильностью или тугоподвижностью эмоций. К аффективным расстройствам, сопровождающимся такими нарушениями, относятся депрессия, мания, апатия, повышенная раздражительность и другие.

Эмоции – психические состояния, отражающие отношение человека к происходящим событиям, к людям и самому себе. Эмоциональные реакции складываются из трех компонентов: ощущение переживания, изменение физиологических процессов и появление внешних выразительных комплексов. Другими словами, человек чувствует эмоцию (радость, злость, страх, печаль), испытывает изменения в работе организма (потоотделение, сердцебиение) и выражает свое состояние при помощи мимики, жестов.

Эмоциональные состояния приобретают патологический характер, когда их продолжительность, интенсивность и содержание не соответствуют ситуации, приносят физический и психологический дискомфорт. Психоэмоциональные нарушения характеризуются необоснованностью и неадекватностью аффекта, не вписываются в обычные временные рамки, мешают выполнению общественных функций, воспринимаются как болезненные или не осознаются самим человеком.

Выделяют две группы факторов, способствующих развитию психоэмоциональных нарушений: внутренние условия и внешние воздействия. К внутренним условиям относятся особенности когнитивной сферы: мысли, представления, фантазии. Негативная оценка событий провоцирует отрицательные эмоции. Другой группой внутренних факторов являются психофизиологические особенности организма. Биологическая основа эмоций – нейрогуморальные процессы лимбической и диэнцефалической систем мозга, обмен серотонина, адреналина, норадреналина, дофамина. Дисбаланс этих веществ приводит к развитию расстройств аффекта.

Реакции на внешние условия среды бывают врожденными и обусловленными. Генетически заложенные способы реагирования – страх, агрессия – являются базой для формирования более сложных эмоциональных и поведенческих паттернов. В процессе жизни развитию аффективных нарушений способствуют процессы переживания и закрепления травматического опыта. Повторение или частичная схожесть актуальных событий с прошлыми, вызвавшими негативные переживания, становится причиной психоэмоциональных нарушений.

Нарушения эмоциональной сферы могут быть самостоятельными расстройствами или компонентами других психических заболеваний.

Патологическое усиление эмоций проявляется увеличением их интенсивности при сохранении адекватного содержания. К этой группе расстройств относятся:

Депрессия. В структуре депрессивных состояний доминирует пониженное настроение, подавленность. Больные ощущают тревогу, чувство неполноценности. Повседневные трудности воспринимаются ими как непреодолимые, провоцируют плач, уныние, нежелание что-либо делать.

Мания. Маниакальные состояния проявляются повышенным настроением, ускоренным темпом психической деятельности, усилением физической активности. Человек становится гиперактивным, суетливым, стремится к достижениям, к познанию нового, но ему не хватает концентрации внимания и целенаправленности.

Эйфория. В эйфории у людей преобладает беспечность, повышенное настроение, инфантильность. Снижаются критические способности и серьезное отношение к ситуациям. Пассивность и чрезмерное благодушие не позволяют выполнять ежедневные обязанности.

Другим вариантом психоэмоциональных нарушений является ослабление эмоций. Вне зависимости от происходящих событий – радостных, печальных, провоцирующих агрессию – люди остаются равнодушными или испытывают слабые переживания, не соответствующие значимости ситуации. Примеры таких расстройств:

Эмоциональное уплощение. При некоторых психических заболеваниях, например, при шизофрении происходит обеднение эмоций – они становятся однообразными, примитивными, слабовыраженными. При тяжелых вариантах сохраняется лишь некоторое проявление недовольства в ситуациях дискомфорта. Остальные события – встречи с родственниками, утрата близкого человека – не вызывают никаких эмоций.

Апатия. Состояние апатии характерно для больных депрессией. Отмечается общее снижение всех эмоциональных реакций. Пациент безразличен к происходящему, неспособен испытывать радость, грусть, страх, злость. Часто апатия сочетается со снижением двигательной активности и абулией – патологическим безволием, невозможностью начать какое-либо действие.

При нарушениях подвижности эмоций изменяется способность человека контролировать продолжительность переживания. Это проявляется застреванием, внезапностью или быстрой неконтролируемой сменой эмоциональных состояний. Различают несколько вариантов расстройства динамического аспекта:

Эмоциональная лабильность. При аффективной лабильности эмоции легко возникают, быстро сменяют друг друга, зависят от мимолетных внешних событий или случайных воспоминаний. Такие состояния считаются нормой в раннем детстве, когда слезы ребенка внезапно сменяются смехом, но у взрослых являются признаком эмоционального нарушения.

Эксплозивность. Данным термином обозначают эмоциональную взрывчатость. После периода спокойствия человек внезапно демонстрирует гнев, раздражение, злость, а затем так же быстро возвращается в состояние равновесия. Во время эксплозивных вспышек возможно проявление агрессии, провокация конфликтов.

Инертность. Синонимы инертности – застреваемость, тугоподвижность. Такие люди подолгу переживают одну эмоцию, не могут отвлечься и произвольно сменить ее, пребывают в состоянии раздражительности, тоски, озлобленности.

Наиболее яркими психоэмоциональными расстройствами являются нарушения адекватности. Неадекватные эмоциональные проявления отнесены к патологическим по содержательному критерию: то, что чувствует человек, не имеет связи с его мыслями или внешними событиями. В данную группу входят:

Неадекватность. При эмоциональной неадекватности человек переживает и демонстрирует эмоции, которые совершенно не подходят к ситуации. Например, возникает смех в ответ на известие о гибели людей, вспышки злости при встрече с близким человеком (матерью, другом).

Амбивалентность. У лиц с шизофренией нередко наблюдается амбивалентность переживаний – одновременное существование противоположных эмоций. Такое состояние трудно понять здоровому человеку. Внешне оно проявляется как постоянная, ничем не обусловленная смена радости и тоски, нежности и злобы, гневливости и слезливого слабодушия.

Эмоциональная напряженность. К неадекватным переживаниям может быть отнесен беспредметный страх, немотивированная тревога, необъяснимое чувство озлобленности или недовольства собой. При таких состояниях люди находятся в эмоциональном напряжении, но не могут определить, чем оно обусловлено. Обычно они говорят: «неспокойно на душе», «внезапно душа в пятки уходит».

Аддиктивное поведение

При некотором ряде заболеваний (наркология, психиатрия и др.) может наблюдаться аддиктивное поведение.

Аддиктивное поведение – тип девиантного поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. (аддикция – зависимость).

Виды аддикций:

1)           злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние (алкоголь, наркотики, лекарства);

2)           участие в азартных, компьютерных играх;

3)           сексуальное аддиктивное поведение;

4)           переедание и голодание;

5)           трудоголизм;

6)           длительное прослушивание музыки, основанной на ритмах.

Алкоголизм — разновидность наркомании, болезненное пристрастие к употреблению этилового спирта (этилового алкоголя, этанола).

Алкоголь — один из самых опасных наркотиков, вполне сравнимый с героином и кокаином.

Стадии алкоголизма

Бытовое пьянство – это «нулевая» стадия алкоголизма. Для него характерны:

- неспособность контролировать количество выпитого,

- неспособность отказаться от употребления алкоголя.

Пьянство – это регулярное употребление алкоголя в больших количествах.

В наркологической практике выделяют три стадии алкоголизма:

Для первой стадии алкоголизма типичны:

- исчезновение рвотной реакции на алкоголь, неспособность контролировать количество выпитого, что приводит к тяжелой степени опьянения – потеря сознания (оглушение, сопор или даже кома), недержание мочи, кала;

- неспособность вспомнить происходившее во время пьянства (так называемая алкогольная амнезия).

Для второй стадии алкоголизма типичны:

- употребление спиртного в неимоверных количествах

- приём алкоголя по утрам для снятия похмельного синдрома (опохмеление)

- позже появляется способность пить много дней или месяцев подряд (так называемые запои).

Для третей стадии алкоголизма типичны:

- характерная внешность – неухоженность, неряшливость и неопрятность, изменение цвета лица, отечность, преждевременное старение, набор или потеря веса;

- готовность пить в любой обстановке

- частое употребление суррогатов.

В формировании алкогольной зависимости решающую роль играют следующие факторы:

1) Социальные факторы: культурный и материальный уровень жизни, стрессы, информационные перегрузки, урбанизация.

2) Биологические: наследственная предрасположенность.

До 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать потенциальными алкоголиками.

3) Психологические: психоэмоциональные особенности личности, неспособность к социальной адаптации и противостоянию стрессам.

Наркомания – прогредиентное (прогрессирующее) заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ. Также употребляется термин «токсикомания» — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.

Токсикомания — это болезненное пристрастие к употреблению токсичных для организма веществ (ингалянтов).

Ингалянты воздействуют на мозг: вызывают кислородное голодание организма, заставляют сердце биться быстрее, нарушая обычный ритм сердцебиения. Люди, принимающие ингалянты, могут потерять обоняние, страдают от тошноты, носовых кровотечений, у них могут развиться заболевания печени, лёгких и почек. Ингалянты могут сделать людей неспособными нормально ходить, говорить и мыслить.

Самый большой вред они наносят мозгу, всасываясь непосредственно через носовые пазухи.

Последствия употребления:

Человек, принимающий ингалянты, порой неожиданно буйно реагирует на окружение. Кроме указанных выше последствий ингалянты могут убить человека, вызвав сердечный приступ или удушье, поскольку вдыхаемые испарения замещают собой кислород в лёгких.

Интернет-зависимость – новый нехимический вид зависимости.

Главные причины интернет-зависимости – это особенности личности и жизненных ситуаций. Зависимыми становятся молодые люди, для которых виртуальная реальность привлекательнее жизненной ситуации. Это как правило склонные к депрессиям и фрустрационным переживаниям лица шизоидного типа.

Стадии развития интернет-зависимости:

1. Легкий разлад. Потеря интереса к родственникам и друзьям. Сокрытие количества времени пребывания в интернете.

2. Снижение внимания, работоспособности, успеваемости; физические проблемы – боли в мышцах, перепады АД.

3. Отграничение от остальных членов семьи. Депрессия, конфликты.

Одна из распространенных проблем пациентов - злоупотребление веществами, вызывающими изменения психического состояния (алкоголь, наркотики, лекарства, токсические вещества).

Приём медицинских препаратов для получения наркотического эффекта является серьёзной проблемой среди подростков и молодых людей.

Многие люди думают, что медицинские препараты безопасны, потому что их прописывают врачи. Но использование их не в лечебных целях, для того чтобы получить разрядку или в целях самолечения, может быть настолько же опасным и так же вызвать зависимость, как и приём наркотиков.

При приёме медицинских препаратов существует очень серьёзная угроза здоровью. Вот почему их нужно принимать только под наблюдением врача. И даже в этом случае их использование нужно очень внимательно контролировать, чтобы избежать привыкания или других проблем.

Классификация психических расстройств по МКБ 11

Нарушения нейропсихического развития (6A0)

Шизофрения и другие первичные психотические расстройства (6A2)

Кататония (6A4)

Аффективные расстройства (6A6)

Расстройства, связанные с тревогой и страхом (6B0)

Обсессивно-компульсивные и сходные расстройства (6B2)

Расстройства, специфически связанные со стрессом (6B4)

Диссоциативные расстройства (6B6)

Расстройства питания и пищевого поведения (6B8)

Расстройства естественных отправлений (6C0)

Расстройства телесных ощущений и переживаний (6C2)

Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ или аддиктивного поведения (6C4)

Расстройства контроля побуждений (6C7)

Деструктивные и диссоциальные поведенческие расстройства (6C9)

Расстройства личности и личностные черты (6D1)

Парафилические расстройства (6D3)

Имитированные расстройства (6D5)

Нейрокогнитивные расстройства (6D7)

Психические и поведенческие расстройства, связанные с беременностью, родами или послеродовым периодом (6E2)

Психологические и поведенческие факторы, влияющие на расстройства или заболевания, классифицированные в других главах (6e4)

Вторичные психические и поведенческие нарушения, связанные с расстройствами и заболеваниями, классифицированными в других главах (6е6)

6E8Y Другие уточненные психические и поведенческие расстройства или нарушения нейропсихического развития

6E8Z Психические и поведенческие расстройства или нарушения нейропсихического развития, неуточненные

Постуральная неустойчивость - это неспособность удержания равновесия, потеря контроля над балансом тела и, как следствие, развитие падений.
Проявляется довольно рано, например, ассиметрия вытянутых вперед рук.

Список литературы

  1. Белинская, Е.П. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы / Е.П. Белинская, И.С. Давыдова // Психологическая наука и образование: специальный выпуск: молодые ученые - науке и образованию / Ред. В.В. Рубцов, А.А. Марголис. – 2007. – №5 2007. – С. 28-37.
  2. Бонкало, Т. И. Психология кризисных состояний: учебник для обучающихся по направлениям медицинского и психологического образования [Электронный ресурс] / Т. И. Бонкало, О. Б. Полякова. – Электрон. текстовые дан. – М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023.
  3. Ворден Вильям. Консультирование и терапия горя. Пособие для специалистов в области психического здоровья. – М.: Центр психологического консультирования и психотерапии, 2020.- с. (Бибилиотека Международной школы психотерапии. Выпуск 2)
  4. Гусельцева М. С. «Жизненное пространство» в контексте психологии повседневности: к 130-летию Курта Левина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. Вып. 1. С. 8–23.
  5. Клинические рекомендации – Посттравматическое стрессовое расстройство – 2023-2024-2025 (28.02.2023) – Утверждено Минздравом РФ
  6. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / - СПб- Питер, 20187. - 8321 с.: ил. – (серия «Учебное пособие)
  7. Малкина-Пых, И. Г., Психологическая помощь в экстремальных ситуациях: учебник / И. Г. Малкина-Пых. — Москва: КноРус, 2024.
  8. Малкина-Пых, Ирина Германовна Психологическая помощь близким / И. Г. Малкина-Пых. - Москва: Эксмо, 2009. - 191 с.; 21 см. - (Антикризисная психология).
  9. МКБ-11. Глава 06. Психические и поведенческие расстройства и нарушения нейропсихического развития. Статистическая классификация. – М.: «КДУ», «Университетская книга» – 2021. - 432с.
  10. Полякова, О. Б. Психология посттравматического стресса: учебник [Электронный ресурс] / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало. – Электрон. текстовые дан. – М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023.
  11. Психология жизнестойкости [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М.а. Одинцова. — 2-е изд. стер. — М. : ФлИнта, 2015. — 292 с.
  12. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск