Статьи по психологии

Рекомендации по преодолению и профилактике коммуникативных барьеров в педагогическом общении

Для начала, предлагаю вам выполнить небольшой психологический тест.
Тест «Дерево с человечками» автор Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко

Цель: выявление социально-психологического уровня адаптации личности в социальной группе, коллективе

Инструкция: «Посмотрите на рисунок дерева, на котором схематично изображены человечки. У каждого из этих человечков на дереве разное настроение, и они занимают различное положение. Для начала определите, какой из них больше всего похож на Вас. После этого выберите человечка, на которого Вы бы хотели быть похожи»

Интерпретация результатов теста

  • Первый выбранный персонаж – я в настоящем, второй – каким я хочу быть в будущем.
  • Человечек, которого вы выбрали первым, показал, какое положение в обществе вы занимаете в данный момент.
  • Второй продемонстрировал те качества, которых вам пока не хватает для того, чтобы стать тем, кем вы хотите быть.

1, 3, 6, 7

Вы – целеустремленный человек, который ничего не боится – ни препятствий, ни преград на пути.

2, 11, 12, 18, 19

Коммуникабельная личность, нацеленная на помощь друзьями и близким.

4

Устойчивая жизненная позиция помогает достигать высоких результатов в делах, особенно если на пути не возникают серьезные трудности.

5

Характерна быстрая утомляемость, слабость из-за небольшого запаса энергии и жизненных сил.

9

Просто очень веселый по жизни человек, любитель развлечений.

13, 21

Тревожность и замкнутость ведут к минимизации круга общения и снижению коммуникабельности.

8

Любит погружаться в свой мир, уходить в себя, мечтать и размышлять.

10, 15

Нормальная адаптация к текущей жизненной ситуации, полный комфорт и довольство окружающим миром.

14

На лицо внутренний кризис, эмоциональные проблемы и даже начало депрессии.

20

Завышенная самооценка лидера требует максимального внимания окружающих к себе любимому.

16

Вы были всегда готовы прийти на помощь и ободрить друга, но устали от этого, как и человечек под номером 16. Если же вам кажется, что 17-й обнимает 16-го, то выбранный вами человечек приобретает иной смысл. Это значит, что вы окружены заботой. Не удивляйтесь, каждый видит этот мир по-своему.

17

Любит быть в центре внимания, но не способен самостоятельно справиться со своими проблемами. Зато он уверен в том, что его всегда поддержат.

Тест помогает лучше узнать себя и понять своих друзей, коллег или близких. Он показывает, как человек справляется с жизненными задачами, реагирует на стрессовые ситуации, какие ценности ему важны, насколько он открыт для общения и новых знакомств. Как и любой тест, он не дает 100% точный результат, но помогает обратить внимание на некоторые аспекты, которые может быть нуждаются в дополнительном развитии или корректировке.

Важными аспектами, затрудняющими взаимопонимание в педагогическом общении, являются коммуникативные барьеры и конфликты.

Со студентами некоторых групп был проведен анонимный опрос, где они давали ответ на один вопрос: какие барьеры возникают между ними и преподавателями в ходе учебного процесса и мешают нормальному обучению?

Вот как распределились ответы:

Все студенты (100%) – отметили возрастной и статусный барьеры, разницу поколений;

  • 84% студентов отмечают критику, которую он воспринимают как предвзятость;
  • 46% студентов отмечают коммуникативную перегрузку, которая выражается в переизбытке лишней информации, не относящейся к теме занятия;
  • 38% студентов отмечают нетактичность преподавателей, в ситуациях, когда они выясняют причины опоздания или причины невыполнения домашних заданий, требуя отчета в присутствии всей группы;
  • 30% студентов отметили отсутствие заинтересованности в предмете со стороны преподавателей;
  • 23% студентов замечают плохое настроение преподавателя, смену настроения;
  • 1 человек отметил собственную лень.

Для преодоления барьеров в общении необходимо более глубокое понимание своих собственных черт поведения и социально-психологических особенностей студентов.

Наиболее обобщенно отличия между представителями разных возрастов отражены в теории поколений. Эта теория была разработана американскими учеными (Вильям Штраус, Нил Хоув), но в нашей стране она также получила свое развитие. Это теория о существовании поколенческих циклов, которые сменяют друг друга каждые 20 лет. На представителей разных поколений оказывают влияние разные факторы, их личность формируется под воздействием различных исторических событий, политических и экономических событий, социально-культурных условий. Поэтому мировоззрение и отношение к действительности у представителей разных поколений отличается.

В своей практике, уважаемые коллеги, вы наверняка сталкивались с различным отношением со стороны студентов к деловому этикету, к цифровому этикету, к поведению на занятиях, и вне их, разной степени ответственности.

Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений:

  1. Молчаливое поколение – 1923-1943 г.р. Сложный исторический период страны, основная философия – молчание – золото. Это прабабушки и прадедушки наших сегодняшних студентов.
  2. Поколение Бэби-бумеров – 1943-1963 г.р. Дети, рожденные во время Великой Отечественной войны. Основная философия – работа не для собственного блага, а для блага страны. Рождаемость повышается.
  3. Поколение X (Икс) – 1963-1984 г.р. Рождаемость падает. Основная философия – работа во имя себя, обеспечить хорошую жизнь себе и своим детям.
  4. Поколение Миллениум или Y (Игрек) – 1984-2003 г.р. Поколение застало технический перелом, взрывное развитие цифровых технологий. Считается, что это избалованное, эгоистичное поколение, не спешащее заводить семью (возраст создания семьи сильно повысился). Люди постоянно работают, дефицит общения.
  5. Поколение Хоум-лэндер или Z (Зет) – 2004-2025 г.р. Дети, рожденные с гаджетами в руках. Легко понимают и воспринимают новые технологии, при этом текст воспринимают плохо, картинка важнее текста, преимущественно визуалы. Интернет для них – неиссякаемый источник информации, им проще задать вопрос Goggle, чем спросить у родителей. Для них герои – блогеры.

Внутри этого поколения также выделяют поколение A (альфа) – с 2011 г. Нынешних детей, практически, не отпускают во двор одних, чрезмерно опекают, дрожат над царапинкой на ножке, но, ждут от них больших результатов. Ведь им предстоит сдавать ЕГЭ, а затем университет, поэтому необходимо нанять армию репетиторов по различным дисциплинам: математике, истории, обществознанию, русскому, и обязательно, еще нескольким иностранным языкам.

Старшие поколения воспитаны на уважении к авторитету, к статусу. Для поколения беби-бумеров – учитель – это непререкаемый авторитет, для поколения икс – главный девиз состоит в том, чтобы много добиться, а для этого надо постоянно учиться и много работать. Желание постоянно развиваться транслируется подрастающему поколению, но иногда не находит понимания у молодежи.

У подрастающего поколения совершенно другое отношение к информации и ко времени. «А так в интернете было написано» - это для них может быть истина в последней инстанции. Поколение Z гораздо более чувствительны к критике, все воспринимают на свой счет, даже если высказывание было не обращено лично к нему. Приведу пример из опыта преподавания психологии. На занятии по теме «Психология семьи» идет повествование о деструктивных стилях воспитания, периодически встречаются студенты, которые воспринимают описание стилей как критику их собственной семьи.

Частые вопросы: «А для чего мне это нужно? А зачем мне нужна эта информация?» надо быть готовым дать четкий ответ. В этих вопросах зачем?, почему? – заложен мотив обучения.

Поколение Хоум-лэндер – это преимущественно визуалы.

Люди отличаются друг от друга по особенностям восприятия и переработки информации. От этих особенностей зависит стиль общения, особенности поведения, предпочтения в выборе способа подачи информации.

Визуалы

  • К визуалам относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Они мыслят образами, картинками.
  • Для визуалов характерны: прямая расправленная поза с чуть, высокий и чистый голос, быстрая громкая речь, активная жестикуляция, взгляд над окружающими, из-за чего их часто считают гордецами.
  • Если визуалу необходимо выполнить письменное задание, то инструкция должна быть предоставлена в письменном виде, желательно с образцом заполнения.
  • Чтобы запомнить информацию визуал должен ее увидеть, желательно, чтобы было яркое и красочное оформление.

Аудиалы

  • К аудилам относятся люди, для которых главный способ восприятия информации – через слуховой анализатор.
  • Аудиалы – это люди с острым слухом и отличной памятью. В разговоре для них характерны: небольшой наклон вперед, при этом голова склоняется к плечу. Аудиалу важнее воспринимать информацию на слух, поэтому он практически не смотрит собеседнику в глаза.
  • Также они сами любят поговорить. Часто обладают красивым, музыкальным голосом.
  • Чтобы запомнить информацию аудиалу важно ее услышать и проговорить вслух.

Кинестетики

  • Для кинестетиков характерна ориентация на ощущения, чувства.
  • Для кинестетиков характерны энергичность, неусидчивость, трудности при необходимости длительное время удерживать внимание на одном объекте.
  • Кинестетики склонны к близкой дистанции в беседе, часто прикасаются к собеседнику, теребят пуговицы на его одежде.
  • Когда они читают какую-либо инструкцию, им важно сразу опробовать все на практике, иначе они не воспримут текст.
  • Чтобы запомнить информацию или какие-либо правила, кинестетику нужно самому все потрогать, понажимать кнопки, или просто записать для себя.

Дигиталы (дискреты)

  • Дигиталы – это люди, ориентированные на цифры, логический анализ.
  • Дигиталы практически не жестикулируют во время разговора, сохраняют однообразную позу, их речь монотонная.
  • Общаясь с дигиталами, желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих доводов.
  • Когда дигитал усваивает какую-либо информацию, ему важно изучить все справки, документы, технические характеристики со всеми цифрами, графиками и печатями.

Рекомендации по преодолению барьеров в общении

  • Понимание себя и понимание психологических особенностей студентов
  • Управление собственными эмоциями, овладение техниками релаксации
  • Позитивный настрой по отношению к обучающимся
  • Доброжелательный, спокойный тон, создание положительного микроклимата в группе
  • Формирование положительного отношения к профессии. Зачастую студентам говорят о простых вещах – этикете и внешнем виде, о медицинской этике, но доносят это в крайне неэтичной форме. Например, объясняя необходимость сдержанности в макияже или духах, говорят девушкам, что они выглядят как продажные… Это недопустимо. Как можно научить этике, если при этом сам нарушаешь ее. Внешний вид и сдержанность в косметике имеют профессиональное значение для медработника – сильный запах духов может вызвать приступ аллергии у пациента, яркий внешний вид может вызвать недоверие, т.к. у большинства людей вызывает доверие традиционный, консервативный внешний вид.
  • Учитывать разницу поколений. Современное поколение студентов «родилось со смартфоном в руке». Бессмысленно осуждать их за это или сердиться на них. Наши студенты не выбирали, в какую эпоху им родиться, и поколением Z их сделали мы, старшее поколение, обеспечив их цифровыми технологиями с колыбели.
  • Конструктивная критика
  • Отмечать успехи и достижения студентов
  • Учитывать разные приоритеты в восприятии информации. Преподносить информацию так, чтобы воздействовать на разные каналы – визуальный, аудиальный, кинестетический.
  • Интерес к личному опыту студентов, к их мнению по какому-либо вопросу. Студенты не перестанут задавать вопросы «А зачем мне нужен это предмет, или это информация?» Чтобы ответить на него и замотивировать на обучение, необходимо знать реалии его жизни, приводить примеры, которые актуальны для его поколения, связывать эти примеры с актуальными задачами будущей профессиональной деятельности. Давая возможность им высказываться, мы лучше узнаем их образ жизни и сможем найти ключ для мотивации.
  • Обращаться к собеседнику по имени;
  • Не допускать расплывчатых высказываний, которые могут трактовать неоднозначно. Пример, рассказанный самими студентами. Один из преподавателей, сетуя на плохую посещаемость, сказал им, что на экзамене им мало не покажется. Возможно, преподаватель имел в виду, что им нелегко будет разобраться в материале без его объяснений, но сказано это было в некорректной форме. Студенты восприняли это как угрозу.

Правила конструктивной критики

1. Быть спокойным и уверенным. Когда вы высказываете свою критику, важно сохранять спокойствие и уверенность, даже если вы испытываете раздражение или разочарование. Это поможет вашему собеседнику принять критику без защитной реакции.

2. Сосредоточиться на конкретном поведении. Когда вы высказываете критику, сосредоточьтесь на конкретном поведении или действии, а не на личности. Таким образом, вы избежите обвинений в личных качествах и поможете человеку сосредоточиться на своих действиях.

3. Предложить альтернативы. Вместо того, чтобы просто указывать на ошибки, предложите альтернативы и стратегии, которые могут помочь человеку улучшить свое поведение.

4. Быть конкретным и объективным. Когда вы высказываете критику, будьте точными и объективными, избегая обобщений или субъективных мнений. Это поможет вашему собеседнику понять, что именно нужно изменить.

5. Быть внимательным к эмоциям. Важно понимать, что критика может вызвать негативные эмоции у вашего собеседника. Будьте внимательны к этому и попытайтесь понять его точку зрения.

6. Закончить на позитивной ноте. В конце критики, попробуйте закончить на позитивной ноте, подчеркнув, что вы верите в способности вашего собеседника улучшиться и развиваться.

Поделитесь статьей с друзьями

Поиск